воскресенье, 8 февраля 2015 г.

Рефлексия участника проекта "Образование 3.0" в рамках недельного Вебинара 1502а (https://www.facebook.com/events/1666641760229748/) для выявления пробелов в модели саморазвития взрослых. 
В.В. Анненков утверждает "В информационных обществах успешен тот, кто не только овладел новейшими информационно-коммуникационными технологиями, но умеет выбрать/организовать благотворную среду саморазвития и найти в этой среде свой путь (автодидактика)" (ссылка).
Что же такое "среда" и когда она становится благотворной средой саморазвития?
В.И. Слободчиков определяет среду, как «место», где происходит встреча социокультурного и личностного опыта. Предлагает проектировать среду в следующей последовательности: «среда есть средина», «сердцевина», «связь», «средство», «посредничество». Попробую представить процесс проектирования среды саморазвития на личном примере:
1. Среда как «место»  - «средина». Мною испробованы разные «места»: Мой мир@mail.ru (2005), Одноклассники (2005), Мир тесен (2007), Сеть творческих учителей (2009), Пед.совет.org (2009), Сообщество учителей Intel (2009), Профессионалы.ru (2009), ProШколу.ru  (2010), Открытый класс (2010), Facebook (2010), Google (2011), linkedin.com и др.
2. Среда как «серцевина». Человек самоопределяется в своем развитии в нескольких направлениях, выделю основные: личное, профессиональное. Рассмотрим перечисленные «места».
Личное направление: 1) «Мой мир» в майле  использую для взаимодействия с друзьями, родственниками, но редко, в основном используется только почта, в «Мой мир» заглядываю, когда приходит адресная информация. 2) «Одноклассники». На мою страницу напал «бандит», восстановить не удалось, желания создавать новую не появилось, все те же контакты есть в «моем мире». 3) «Мир тесен» не стал для меня «серцевиной», не захватило… Можно сделать вывод: встреча личного опыта с социокультурным не состоялась, предпочитаю «живое» общение, при удаленности расстояния выручает «скайп».
Профессиональное: 1)  «Мой мир» в майле  тоже ограничивается почтой зарегистрированной на структуру организации. 2). «Сеть творческих учителей» и «Педсовет» были площадкой где «сердце» билось, пока реализовывались интересные проекты: своеобразным «стартапом». С огромной благодарностью и низким поклоном отношусь к модераторам площадок: Чернобровкиной Г.П., Редюхину В.И. Спасибо за первый  приобретенный опыт проф. общения в сети Интернет, за «пинок» к саморазвитию и «вектор» движения, считаю их своими сетевыми учителями- наставниками, за идеи и возможности, которые они открыли для меня. К сожалению, данные площадки, как и площадки  «ProШколу.ru», «Открытый класс» больше ориентированы на организацию работы с педагогами общеобразовательных школ, мой круг интересов – СПО. Профессиональные интересы не совпали. Места встречи на площадках «Профессионалы.ru», «linkedin.com» используются по мере публикации актуальной информации, ее обсуждения. Местом саморазвития для меня является «Образовательная галактика Интел». Не смотря на то, что  целевой аудиторией, так же как на Педсовете, являются педагоги школ и студенты педагогических колледжей,  площадка отличается тем, что на ней обсуждается современная методика преподавания, освоив которую можно адаптировать к профшколе. «Сердце» бьется учащенно, когда получаю приглашение к взаимодействию по различным программам, каждый раз тема новая и актуальная как "горячие пирожки". Успехов Интеловцам в  начинаниях, процветания их площадке.  Обучаясь на одном из тренингов Интел (веб 2.0) освоила образовательные возможности Google. Теперь мое «сердце» бьется здесь и очень болит в связи с введением определенных «негласных» санкций.  Очень жаль терять выстроенную систему профессионального и творческого взаимодействия, так как альтернативы Гуглу по возможностям для образования и саморазвития пока нет.  На площадку  Facebook пришла по приглашению от друзей сообщества «Профессионалы», первых два года просто использовала информационную ленту, затем перешла на уровень  установления связей..
3. «Связи». Установить связи в «среде» удалось на площадках Google и Facebook. Эти площадки объединили все контакты и связи, установленные ранее в разных «местах». Площадки  позволяют точечно обмениваться информацией.
4. «Средство». Среда как средство саморазвития. Основными площадками, мотивирующими к саморазвитию для меня являются Google и Facebook. Установленные связи на этих площадках направляют процесс саморазвития, «подкидывая» приглашения на конференции, к участию в проектах, к освоению новых технологий. На Google для проведения тренингов с педагогами, создано более 20 сайтов, выстроена профессиональная сеть: персональные блоги педагогов - сайты для обучения (сам работы, проектов, УМК) - сайты проф сообществ - сайт "Профобразование 19". Чтобы организовать общение в сети более эффективно, приходится постоянно осваивать новые сервисы, входящие в группу Гугл. Благодаря связям, установленным на Facebook, удалось получить достаточное количество отзывов на научную работу. Участвую в проекте на Facebook впервые, благодаря В.В. Анненкову, приобретаю опыт. 
5. «Посредничество». Когда приобретается опыт, появляется желание им делиться: «опыт значим, когда он востребован». Созданы 4 площадки сообщества «Профобразование 19»: 
1) Сайт https://sites.google.com/site/profobrazovanie19/ , где размещается вся оперативная информация по взаимодействию педагогов СПО республики Хакасия,  проводятся сетевые мероприятия, мониторинги и др. Для сопровождения педагогов в сети, созданы одноименные сообщества в социальных сетях
2) На Facebook https://www.facebook.com/groups/NPOSPO19/ размещается информация относительно перспектив развития профессионального образования, зарегистрировано в сообществе 209 человек, из них педагогов из Хакасии не более 20%. 
3) На Google https://plus.google.com/u/0/communities/105528907753324097999. В сообществе 89 участников  - педагогов СПО республики. Сообщество содержит информацию о новых образовательных технологиях, инициативах педагогов, публикациях в личных блогах. 
4) Создано сообщество на платформе «УчПортфолио» http://uchportfolio.ru/show_community/12 для обсуждения разработки и актуальности электронного портфолио. Выбор площадки определен на заседании методистов в начале 2013. Востребованность сообщества низкая, хотя зарегистрировано 76 участников. Педагоги создают порфолио как свое, так и студентов, много нареканий: инструментария не достаточно, излишняя активность модератора (напрягает); стиль оформления навязывается ближе к уровню детского сада, а не к рынку труда. Площадку для реализации этого направления ищем, знакомились с «4Портфолио», еще больше ориентирован на создание творческого портфолио, чем профессионального.
Вывод, информационной средой саморазвития для меня являются социальные сети Facebook и Google. Средой, позволяющей организовать благотворную среду и найти в этой среде свой путь  от «места» до «посредничества» в моем случае является Google.

1 комментарий:

Анненков Владимир Владимирович комментирует...

В чём специфика сопровождения СПО в www?

Интересная рефлексия по теме Вебинара 1502а в свете личного опыта. Жаль, что опубликована на неделе уже другого вебинара - нет возможности обсудить в группе, не отвлекая от новой темы.

Внесите, пожалуйста, ссылку на Вашу рефлексию в "Журнал ссылок...", чтобы её увидели не только в текущих уведомлениях, но и позднее и все, кто заинтересуется.

Ссылку на Вашу, Любовь Борисовна, рефлексию увидел в комментарии к посту "Структуры и процессы..." А логичнее было бы поместить ссылку во второй ленте Вебинара 1502а (2), в комментарии к посту "К итогам Вебинара...". Чтобы читатели все ссылки на рефлексии видели в одном месте. Для того в вебинаре как "текущей среде" учащихся по модели "Образование 3" и была заложена лента "К итогам..."

Вместо диалога по тексту этой рефлексии приглашаю поразмышлять о специфике выстраивания среды в СПО: а) студентом СПО своей ПОС, б) преподавателем СПО среды для группы студентов, в) преподавателем СПО своей ПОС (для развития на протяженни жизни (lifelong) и в объёме жизни (lifewide). Поскольку 4 задачи (специфика ПОС в СПО, "а", "б", "в") требуют обширного ответа, продолжу в своём блоге, куда и приглашаю для диалога.